Preview

Медицинский альманах

Расширенный поиск

Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода

https://doi.org/10.21145/2499-9954-2019-2-24-29

Полный текст:

Аннотация

В статье изложены результаты анализа современных (с 2011 года по настоящее время) зарубежных источников по вопросам школьной дезадаптации как междисциплинарной медико-психологической проблемы. Актуальность проблемы обостряется на фоне глобальных социально-экономических и технологических изменений, обуславливающих образ жизни и поведение младших школьников в школе и в семье. С учетом перспектив роста влияния этих факторов в статье приведена системная оценка современных возможностей диагностики, компенсации и коррекции нарушений адаптации к школьному об- учению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по результатам изучения передового отечественного и зарубежного опыта. Анализ продемонстрировал рост числа современных методик, в том числе с участием специалистов различных специальностей – психиатров, психологов, педагогов и др., а также с активным вовлечением семей школьников. Отмечается, что доказательность методик не всегда находится на должном уровне. На основании проведенного анализа сделан вывод о целесообразности междисциплинарного подхода как при оценке риска и устранения причин школьной дезадаптации, так и при борьбе с ее последствиями. Перспективой внедрения соответствующего подхода предполагается проект «Здоровое будущее» на территории г. Нижнего Новгорода.

Об авторах

О. В. Баландина
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Россия


Е. Д. Божкова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Россия


В. В. Дворянинова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Россия


В. В. Катунова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Россия


А. А. Коновалов
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Россия
Коновалов Алексей Андреевич.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. M.: Pedagogika-Press, 1999. 536 s.

2. Tian L., Zhang Х., Scott Е. Huebner The Effects of Satisfaction of Basic Psychological Needs at School on Children’s Prosocial Behavior and Antisocial Behavior: The Mediating Role of School Satisfaction. Front Psychol. 2018.

3. Аниденкова М.М., Фомина О.Е. Проблемы адаптации ребенка к обучению в начальной школе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. 2013. С. 13-15. Аnidenkova M.M., Fomina O.E. Problemy adaptatsii rebenka k obucheniyu v nachal'noj shkole // Formy i metody sotsial'noj raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti. 2013. S. 13-15.

4. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения. Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. Bezrukikh M.M. Zdorov'e shkol'nikov, problemy, puti resheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 9.

5. Логутова Е.В. Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися в период адаптации к школе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). Logutova E.V. Individual'naya korrektsionnaya rabota s obuchayushhimisya v period adaptatsii k shkole. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 11 (211).

6. Cîrceie E. Students’ school adjustment/maladjustment through preparatory class / E. Cîrceie // Education, Reflection, Development, Fourth Edition (ERD 2016). [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ERD2016FA015F.pdf

7. Blair C., Raver C.C. School readiness and self-regulation: A developmental psychobiological approach. Annual review of psychology. 2015. Т. 1. С. 711-731.

8. Petersen S.E., Posner M.I. The attention system of the human brain: 20 years after. Annual review of neuroscience. 2012. Т. 35. С. 73-89.

9. Greenwood C. R. et al. Evidence of a continuum in foundational expressive communication skills. Early childhood research quarterly. 2013. Т. 28. № 3.С. 540-554.

10. Wichstrøm L, Berg-Nielsen TS, Angold A, Egger HL, Solheim E, Sveen TH. Prevalence of psychiatric disorders in preschoolers. J Child Psychol Psychiatry. 2012. № 53. Р. 695-705.

11. Томилов А.Б. Физиологические аспекты школьной адаптации. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 175-180. Tomilov А.B. Fiziologicheskie aspekty shkol'noj adaptatsii. Na-uchnometodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Kontsept». 2017. T. 34. S. 175-180.

12. Ефимова О.Н., Шаповалова И.П. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников. Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №. 3. С. 109-112. Efimova O. N., SHapovalova I. P. Motivatsionnaya gotovnost' kak komponent psikhologicheskoj gotovnosti k obucheniyu v shkole starshikh doshkol'nikov. Voprosy doshkol'noj pedagogiki. 2016. № 3. S. 109-112.

13. Akçinar B. The predictors of school adaptation in early childhood. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Т. 93. С. 1099-1104.

14. Патент на изобретение № 2605619 «Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников» Семакова Е.В., 2016. Patent na izobretenie № 2605619 «Sposob diagnostiki shkol'noj dezadaptatsii u mladshikh shkol'nikov» Semakova E.V., 2016.

15. Racz S.J. et al. The predictive utility of a brief kindergarten screening measure of child behavior problems. Journal of consulting and clinical psychology. 2013. Т. 81. № 4. Р. 588.

16. Stormont M.A. et al. The social and emotional dimensions of a single item overall school readiness screener and its relation to academic outcomes. Assessment for Effective Intervention. 2017. Т. 42. № 2. С. 67-76.

17. Ball C.R. et al. Classroom-level effects on the reading and behavior of at-risk kindergarteners. Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 2014. Т. 58. № 2. С. 80-89.

18. Лакиз К.С., Гакаме Ю.Д. Проблемы школьной дезадаптации в аспекте речевого и психомоторного развития младших школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 27-31. Lakiz K.S., Gakame YU.D. Problemy shkol'noj dezadaptatsii v aspekte rechevogo i psikhomotornogo razvitiya mladshikh shkol'nikov. Nauchnometodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Kontsept». 2017. T. 34. S. 27-31.

19. Куликова Т.И., Нгок Н.З. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования. «Концепт». 2017. № 7. Kulikova T.I., Ngok N.Z. EHmotsional'nye narusheniya v mladshem shkol'nom vozraste: rezul'taty issledovaniya. «Kontsept». 2017. № 7.

20. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627-627. Litvinenko N.V. SHkol'naya trevozhnost' kak pokazatel' narusheniya adaptatsii shkol'nikov k obrazovatel'noj srede. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5. S. 627-627.

21. Bernaras E. et al. Child depression in the school context. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011. Т. 29. С. 198-207.

22. Minkkinen J. Associations between school-related factors and depressive symptoms among children: A comparative study, Finland and Norway. School psychology international. 2014. Т. 35. № 5. С. 463-474.

23. Сударева Т.В. Нарушения сна у детей дошкольного возраста. Смо- ленский медицинский альманах. 2016. № 1. Sudareva T.V. Narusheniya sna u detej doshkol'nogo vozrasta. Smolenskij meditsinskij al'manakh. 2016. № 1.

24. Halliday-Boykins C.A., Henggeler S.W. Multisystemic therapy: Theory, Research and Practice. In: E. Walton, P.A. Sandau-Beckler, M. Mannes (Eds.). Balancing family-centered services and child well-being. New York: Columbia University Press, 2001. P. 320-335.

25. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. № 4. С. 48-53. Zavadenko N.N. Sindrom defitsita vnimaniya i giperaktivnosti: sovremennye printsipy diagnostiki i lecheniya. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2014. Т. 13. № 4. S. 48-53.

26. NICE. Attention defificit hyperactivity disorder: diagnosis and management. In. National Clinical Practice Guideline Number 87. 14 March 2018 ed. London: National Institute for Clinical Excellence; 2018.

27. Storebo O.J., Pedersen N., Ramstad E. et al. Methylphenidate for attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in children and adolescents - assessment of adverse events in non-randomised studies. Cochrane Database Syst Rev. 2018.

28. Хотылева Т.Ю., Ахутина Т.В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 5. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Hotyleva_Ahutina.shtml (дата обраще- ния: 08.01.2019). KHotyleva T.YU., Аkhutina T.V. Tekhnologii psikhologo-pedagogicheskoj pomoshhi detyam s SDVG v Norvegii [EHlektronnyj resurs] // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2010. № 5. Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Hotyleva_Ahutina.shtml (data obrashheniya: 08.01.2019).

29. Rapoport J.L., Gogtay N. Brain neuroplasticity in healthy, hyperactive and psychotic children: insights from neuroimaging. Neuropsychopharmacology. 2008. Vol. 33. P. 181-197.

30. Veenman B., Luman M., Oosterlaan J. Efficacy of behavioral classroom programs in primary school. A meta-analysis focusing on randomized controlled trials. PLoS One. 2018. Vol. 13. № 1.

31. Moore A.L., Carpenter D.M., Miller T.M., Ledbetter C. Clinician-delivered cognitive training for children with attention problems: effects on cognition and behavior from the ThinkRx randomized controlled trial. Neuropsychiatr Dis Treat. 2018. Vol. 26. № 6. P. 1671-1683.

32. Johnstone S.J., Roodenrys S., Blackman R., Johnston E., Loveday K., Mantz S. et al. Neurocognitive training for children with and without AD/HD. Atten Defic Hyperact Disord. 2012. Vol. 4. P. 11-23.

33. Tarver J., Daley D., Sayal K. Beyond symptom control for attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): what can parents do to improve outcomes? Child Care Health Dev. 2015. Vol. 41. № 1. P. 1-14.

34. Abikoff H.B., Thompson M., Laver-Bradbury C., Long N., Forehand R.L., Miller Brotman L., Klein R.G., Reiss P., Huo L., Sonuga-Barke E. Parent training for preschool ADHD: a randomized controlled trial of specialized and generic programs. J Child Psychol Psychiatry. 2015. Vol. 56. № 6. P. 618-631.


Для цитирования:


Баландина О.В., Божкова Е.Д., Дворянинова В.В., Катунова В.В., Коновалов А.А. Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода. Медицинский альманах. 2019;(2):24-29. https://doi.org/10.21145/2499-9954-2019-2-24-29

For citation:


Balandina O.V., Bozhkova E.D., Dvoryaninova V.V., Katunova V.V., Konovalov A.A. Correction of school maladjustment based on interdisciplinary approach. Medical Almanac. 2019;(2):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.21145/2499-9954-2019-2-24-29



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-7689 (Print)
ISSN 2499-9954 (Online)