Preview

Медицинский альманах

Расширенный поиск

Динамика умственной работоспособности школьников 1-3-ей групп здоровья

https://doi.org/10.21145/2499-9954-2018-4-138-142

Полный текст:

Аннотация

Введение. Отмечающееся в последние годы ухудшение состояния здоровья детей на фоне усложнения учебных школьных программ требует изучения показателей умственной работоспособности школьников с отклонениями в состоянии здоровья и оценки степени адаптации их к учебным нагрузкам. Цель исследования: физиолого-гигиеническая оценка показателей умственной работоспособности учащихся 1, 2 и 3 групп здоровья в динамике учебного дня, недели и года. Материал и методы. Обследовано 290 школьников в возрасте 11-12 лет, относящихся к 1, 2 и 3 группам здоровья. Изучали количественные и качественные показатели умственной работоспособности в динамике учебного дня, недели и года методом корректурных проб. Результаты исследования. Показано, что дети с отклонениями в состоянии здоровья успешно адаптируются к учебным нагрузкам в течение учебного дня и недели, но имеют сниженную сопротивляемость к длительно действующим факторам учебного процесса, что проявляется в резком снижении к концу учебного года качественных и количественных показателей умственной работоспособности.

Об авторах

Е. М. Рукавкова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева»
Россия


Л. И. Бубликова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева»
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Гигиена и санитария. 2013. № 6. С. 26-29.

2. Кучма В.Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях. Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-73.

3. Пономаренко И.И. Традиции и инновации в охране здоровья детей. Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 5. С. 13-16.

4. Грицина О.П., Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г. Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. № 4 (58). С. 76-80.

5. Лапонова Е.Д., Григорьева Л.В., Сазанюк З.И., Шумкова Т.В., Лашнева И.П. Особенности умственной работоспособности и учебной мотивации пятиклассников в условиях гендерной дифференциации учебного процесса. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 21-26.

6. Рахманов Р.С., Котова Н.В., Олющина Е.А., Шапошникова М.В. Ковальчук С.Н. Состояние здоровья и умственная работоспособность школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов. Медицинский альманах. 2017. № 4. С. 162-166.

7. Семенова Т.Н., Рукавкова Е.М. Показатели умственной работоспособности школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов. Журн. высш. нервн. деят. 2007. № 57 (4). С. 455-460.

8. Грицина О.П., Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г. Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. № 4 (58). С. 76-80.

9. Псеунок А.А. Механизмы адаптации. Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 32-33.

10. Cornoldi C., Carretti B., Drusi S., Tencati C. Improving problem solving in primary school students: The effect of a training programme focusing on metacognition and working memory. Br J. Educ. Psychol. 2015. Vol. 85. № 3. Р. 424-439.

11. Ivanitsky A.M. Determinism and Freedom of Choice in the Brain Functioning. Zh. Vyssh. Nerv. Deiat. Im. I. P. Pavlova. 2015. Vol. 65. № 4. Р. 503-512.


Для цитирования:


Рукавкова Е.М., Бубликова Л.И. Динамика умственной работоспособности школьников 1-3-ей групп здоровья. Медицинский альманах. 2018;(4):138-142. https://doi.org/10.21145/2499-9954-2018-4-138-142

For citation:


Rukavkova E.M., Bublikova L.I. Dynamics of mental performance of schoolchildren of 1, 2, 3 health groups. Medical Almanac. 2018;(4):138-142. (In Russ.) https://doi.org/10.21145/2499-9954-2018-4-138-142



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-7689 (Print)
ISSN 2499-9954 (Online)